Составление архивных описей от Петра Первого до современных времен

Составление архивных описей документов времён Петра I даёт понять, насколько раздроблены были архивы в те годы. Реорганизация государства позволила начать процесс централизации фондов, запустить процесс появления единого органа управления, установить первые стандарты и попытаться создать единый организм из разобщённых систем.

20c77a85a04a85941078f253feccfa07-8348135

Отметим, что

Несмотря на то, что часть архивов стали государственными (что послужило централизации), действительно серьёзная иерархическая система была выстроена много позже, когда появилось требования передачи данных из текущих в подведомственные архивы.

Было налажено собирание и научное использование документов

При Петре Первом, в частности, появилась тенденция составления архивных описей. Развитие классовой борьбы породило новый вид занятий - археографию, то есть собирателей архивных документов (в данном конкретном случае - церковных служащих, использующих любые данные для укрепления власти церкви). В условиях межклассовой напряженности архивы становились ценными источниками данных и приобретали неожиданный интерес: правильное составление архивных описей позволяло точно и быстро оценивать имеющиеся ресурсы и проводить необходимые операции.

Поначалу архивы находились в постоянном брожении:

  • слияния;
  • разъединения;
  • переезды и перегруппировки фондов делали работу с ними весьма затруднительной, но в результате вели к объединению.

Ещё раз отметим

Именно правильное составление архивных описей и вообще детальная классификация документов позволяла проводить все операции относительно безболезненно (без утери ценных данных), что означало точный учёт всех единиц хранения. К концу «брожения» архивы были точно классифицированы, а документы - распределены по необходимым признакам. С 1717 года появились коллегии, которые заменили многочисленные московские приказы, а в начале 1720 года вышел документ, регулирующий их деятельность, содержащий интереснейшие данные об архивах. В частности, это был первый случай, когда архив отделялся от текущего документооборота канцелярии. Таким образом, было выполнено укрупнение архивов, которое стало первой ступенью к появлению централизованной системы управления и объединения архивов в единую иерархическую систему.

Архивные описи: современность

Архивная опись - это архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, коллекции и предназначенный для их учета и раскрытия содержания. Для обеспечения комплектования архива в организации на все завершенные в делопроизводстве дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, прошедшие экспертизу ценности, составляются архивные описи.

Описи дел и документов – архивный справочник, предназначенный для раскрытия состава и содержания единиц хранения, закрепления их систематизации внутри фонда и их учета. Описи составляются отдельно: на дела постоянного хранения; дела временного (свыше 10 лет) хранения; дела по личному составу; дела, состоящие из документов, характерных только для данной организации (судебные, следственные дела, научные отчеты по темам и т.п.).

Обращайтесь к нам

Воспользовавшись услугами нашей компании, любая организация начнет эффективно контролировать делопроизводство. Наши специалисты имеют глубокий и большой опыт в данной сфере.

Остались вопросы?

Наши специалисты с радостью на них ответят или проконсультируют вас